Панорамы

Количество просмотров 231114

Дорога на перевал Чике-Таман. Долина реки Малый Ильгумень.

Перевал Чике-Таман является последним перевалом на Чуйском тракте до самой границы с Монголией. Чике-Таман, в переводе "Плоская подошва", перебрасывает Чуйский тракт через Улегемский хребет, северо-восточный отрог Теректинского хребта. Данные о высоте перевала разнятся, но очевидно, что 1460м, о которых гласит информационный щит на вершине - это завышенная высота, которая ближе к высоте самого хребта в районе перевала. Собственный замер показал 1261м на обзорной площадке новой дороги, которую можно считать и вершиной. 
Улегемский хребет с самых древних времён являлся сложнейшим препятствием на пути у человека. В отличие от, к примеру, Семинского перевала, где припятствием были суровый климат и болотистая местность, дорога на Чике-Таман во все времена пролегала по краю обрыва, да ещё и была такой извилистой, что ни повозки, ни в последствии, автомобили, не могли вписаться в некоторые повороты с первого раза и им приходилось делать манёвры. 
Сейчас на перевал ведут две дороги: современная, запущенная в 1984г, а также построенная в 1903г дорога, которая является теперь скорее экскурсионной, поскольку порядочно размыта, а также довольно опасна. Однако, при проведении изыскательных работ и доработке перевальной дороги для автомобильного движения в 1925-1927гг были обнаружены следы третьей дороги. Этот путь, некогда хорошо расчищенный и разработанный, а теперь засыпанный камнями и поросший деревьями местные называют китайской дорогой, поскольку его относят ко временам господства на этих землях кытаев, и построен он был в X - XIIвв. Некоторые полочки древнего серпантина до сих пор видны. 
Панорама снята на высоте 810м, обзорной точке со стороны села Хабаровка, расположенного у подножия перевала и виднеющегося в правой части горной долины. По долине протекает река Малый Ильгумень, заледеневшие берега которой также видны. Это нижнее течение реки, и до впадения её в Катунь остаётся не более пяти километров. С противоположной стороны виден поворот Чуйского тракта, проложенного сквозь скалы. Работы по прокладке этой дороги поистине колоссальны. Строителям пришлось переместить более полутора миллионов тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и подсыпать дорогу. Современный путь на перевал составляет около 4-х км, а спуск в сторону села Купчегень около 5 км, теперь это широкая и живописная дорога, однако как и в давние времена местами пролегает по самому краю пропасти, и требует особой осторожности.


<< Предыдущая Следующая >>

Возврат к списку

Дружить Облако тегов О совятах
Сайт разработан в ZaiV.RU